Учения Щит -82

   Запись в Википедии.

   «Щит-82» — кодовое название стратегических учений армии и флота СССР и стран Варшавского договора, проходивших с 14 июня по 30 сентября 1982 года.

   Десантный компонент учений.
   Морской десант осуществляли бойцы 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота. Воздушный десант осуществлялся бойцами 217-го и 300-го парашютно-десантных полков 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а также 1-й парашютно-десантный батальон 39-й отдельной десантно-штурмовой бригады. Вместе с бойцами 217-го полка также десантировались бойцы подразделения «Кондор» Войска Польского.

   Наблюдавший за десантированием министр обороны СССР Д. Ф. Устинов предложил командующему ВДВ Д. С. Сухорукову отменить десантирование по причине плохой погоды, но тот настоял на выброске. Десантирование прошло успешно.

   Подготовка к предстоящим учениям началась задолго до сентября 1982 г. По воспоминаниям Начальника политотдела бригады в середине лета было определено, что в учениях от бригады будет принимать 1 пдб бригады. Не берусь утверждать, в каком составе отправлялись подразделения и части на другие учения Варшавского договора, а в нашей бригаде списочный состав 1 пдб был тщательно переработан. Все, кто вызывал сомнения у командования бригады в профессионализме, возможности качественного исполнения своих служебных обязанностей и просто лояльности были заменены. Меняли как офицеров, так и солдат сержантов батальона на других из состава части.

   Наблюдавший за десантированием министр обороны СССР Д. Ф. Устинов предложил командующему ВДВ Д. С. Сухорукову отменить десантирование по причине плохой погоды, но тот настоял на выброске. Десантирование прошло успешно.

   Подготовка к предстоящим учениям началась задолго до сентября 1982 г. По воспоминаниям Начальника политотдела бригады в середине лета было определено, что в учениях от бригады будет принимать 1 пдб бригады. Не берусь утверждать, в каком составе отправлялись подразделения и части на другие учения Варшавского договора, а в нашей бригаде списочный состав 1 пдб был тщательно переработан. Все, кто вызывал сомнения у командования бригады в профессионализме, возможности качественного исполнения своих служебных обязанностей и просто лояльности были заменены. Меняли как офицеров, так и солдат сержантов батальона на других из состава части.
   За месяц до оправки был составлен новый списочный состав батальона, который должен был выехать в Болгарию. Все, участвовавшие в предстоящих учениях, разместились в расположении 1пдб, а не вошедшие в их число были убраны, по-моему, в Беличи. После чего началась непосредственная подготовка. Готовился в первую полевой лагерь. Вещевая часть, палатки, кровати, постельные принадлежности первой категории. За тем каркасы под палатки, умывальники, туалеты и многое другое. Практически все служебное время было посвящено этому, иных занятий не было.
   Прошли два строевых смотра готовности. Один бригадный, второй проверяющими из ПрикВО. Замечаний практически не было. Был один вопрос, почему в 1 пдр командир роты лейтенант (Гизатулин Р.З.), а все его подчиненные старшие лейтенанты.
   Накануне отправки батальона на учения все командиры ушли домой по окончании служебного времени. Ни кто не оставался что-то аврально доделывать. То было совсем не привычно. Отправка происходила от места погрузки, рампа ж.д. ст. Хыров. Вместе с батальоном на учения выезжал 1пдб, часть командования 39 ОДШБр в составе комбрига Яценко, Н.С., начальника политотдела бригады Лысенко В.В. и нескольких офицеров управления бригады. От ПрикВО, так же следовала группа офицеров во главе с генералом.
   Маршрут следования был ж.д. ст. Хыров – морской торговый порт Ильичёвск (ныне Черноморск). Маршрут следования и иная подробная информация о предстоящих учениях нам становилась известна по ходу движения. В частности мы узнали, что участники предстоящих учений в Болгарию прибудут, минуя Румынию. Румыны отказались пропускать войска через свою территорию. Поэтому идем в Болгарию морским путем, грузовыми паромами. По схеме движения мы двигались туда и обратно вслед за какой-то венгерской частью. Нам подавали ж.д вагоны, в которыми до этого пользовались в/с какой-то из венгерских частей. Состояние вагонов было ужасное. Мало того, что замусорены, так еще и расписаны всякой похабщиной, какая встречается в придорожных туалетах. Из Хырова мы выехали днем. Ехали почти сутки. Роты располагались в товарных вагонах. Одна рота один вагон. Поезд был грузовой, не пассажирский, поэтому часто стояли на перегоне перед красным семафором. Ночь, тишина, украинская степь. И только слышно, как в вагонах поют ротные песни. Все выспались, после погрузки и днем, пока ехали. Поэтому поздние вечера коротали песнями.
   В торговом порту Ильичёвска была организована следующая дневная стоянка. Была палатка военторга и стояние до вечера. Вечером погрузка на паром и пересечение границы. Отчалили поздно вечером.

   

По морю из Ильичёвска в Варну нас вез паром Герои Одессы с болгарским экипажем. Техника батальона, груженая на ж.д платформах, была загружена в трюм. Л.с. перевозился в плацкартных вагонах, которые были закреплены на верхней палубе грузового отсека парома. Командир корабля встретился с комбатом и л.с батальона и пригласил их быть гостями и чувствовать себя как дома. Видимо ехавшие впереди нас венгры вели себя нагло, в отличии от нас. У нас же распоряжением комбата вначале был запрещен выход из грузовой части парома, где размещали людские вагоны. После импровизированного митинга – встречи капитана и л.с. батальона всем был разрешен допуск всюду, включая капитанский мостик. Было достаточно интересно познакомится с самим судном, и бытом экипажа. Были опробованы так же душевые, потом и стиральные машины.
   В Варну прибыли на следующий день рано утром. Техника все еще была на своих платформах, нам же подали местную электричку. Вагоны после венгров были сильно загажены. Их пришлось предварительно убрать. Дальше не продолжительное следование от ст. Гара Повельянова до ст. Дончево под городом Тобухин (ныне г. Добрич). В Дончево осуществлялась выгрузка техники и далее следование своим ходом до места дислокации зап. окр. с. Соколово. Когда ехали вокруг г. Толбухина, то на одном из перекрестков колонна разорвалась и отставшая ее часть заехала в город. Пока ее разворачивали, то народ из рядом стоящих зданий стал нас приветствовать. Люди стояли у раскрытых окон и их было очень много. Дальше, сколько ехали, столько встречали приветствующее нас население. Всем нам, конечно, такое радушие понравилось. Мы и дальше встречали подобное к нам отношение.

Хыров - Ильичёвск Варна - Дончево Дончево - Соколово

 


   Прибыли на место нашей будущей дислокации, возле деревни Соколово. На поле возле какого-то перелеска. До конца дня разбили лагерь. Месяц подготовки не прошел даром, лагерь был разбит со всеми уставными требованиями. Все имущество первой категории. Лагерь выглядел солидно и красиво. Позже узнали, что тут предлагали разместиться полякам, то самое подразделение «Кондор», но они отказались. Видно в поле им жить не почину.
   С другой стороны от села Соколово находился полевой аэродром. Там располагались вертолетчики, которые должны были десантировать наш батальон посадочным способом.
   Со следующего дня батальон жил по лагерному расписанию. Подъем в 6 часов, зарядка в составе батальона. Комбат Аванесов Григорий Михайлович впереди, остальные за ним, определили разминочный маршрут. По возвращению к лагерю дальше продолжали по ротно. Потом получилось так, что утренние мероприятия до построения в 9 часов были самой загруженной частью наших дней пребывания в Болгарии. Тактику действий батальона после высадки посадочным способом мы отработали несколько раз, благо поля вокруг были свободны. И дальше делать было особенно не чего. До и после обеда, по очереди машиной мы выезжали то в Балчик, то в Толбухин, за сувенирами. Жизнь в лагере не шла ни в какое сравнение с хыровской. Что в казармах, что в учебном центре. Как выразился по этому поводу Комбат: считайте, что мы батальоном выехали в отпуск. Личный состав в батальон был отобран, поэтому дурные мысли не допускал и «залетов» не было, кроме одного случая. Командование бригады, располагалось тут же в одной из палаток и услышало, что рядовой и сержантский состав то матерится. В итоге был назначен 25 км. марш бросок. Для всех без исключения.


Не окончена.


На 1982 г.