История о том, как начинались прыжки в бригаде.

     В начале 1980г. мы вместе с Теслей В.М. ездили по близлежащим окрестностям и искали место для площадки приземления. Почему с Теслей В.М.? Потому, что я отвечал за выполнение программы боевой подготовки, поэтому мы искали вдвоем. Это так же было и требование командира бригады Рзаева Д.Г. Несмотря на наши поиски, мы ни как не могли найти место, которое бы подходило по параметрам.
     В это же время Дадаш Гарибович ложится в госпиталь. Естественно я остаюсь за командира бригады.
     В один из дней в кабинете звонит телефон ЗАС. Слышу, что на связи командующий войсками округа генерал-полковник Беликов Валерий Александрович. Вместе со мной в кабинете командира бригады сидят заместители.
     Я ответил по телефону, представился.
     Командующий: " А что Рзаев заболел?"
     Я отвечаю: "Так точно, сердце прихватило."
      Командующий: "Хорошо. Вернее плохо, что он болеет. Вы почему не прыгаете?! Почему программу боевой подготовки не выполняете?"
И начал меня …, не знаю, как правильно сказать. У меня конечно состояние, соответствующее ситуации. Беликов В.А. мог, что называется «клизму вставить». Соответственно я молча слушаю, получаю так сказать.
     Беликов В.А.: " Чего молчишь? Где Тесля?"
     Я докладываю: "Товарищ командующий, мы вместе с Теслей В.М. все объездили и не могли найти площадку."
     Мои доводы на командующего не подействовали, и он, не стесняясь в выражениях, высказал свое мнение, по этому вопросу. И нас не забыл.
Потребовал передать трубку Тесле В.М.  Тот взял трубку, представился и тоже получил от командующего свою часть. Тесля ВМ. стал оправдываться, подтвердил, что главным препятствием является то, что нет еще площадки приземления, отвечающей требованиям.
     Командующий не стал повторяться и дал пять дней сроку для организации прыжков. Полученная задача, а именно сроки, выделенные для ее выполнения, поставили нас в крайне затруднительное положение. Но приказ надо выполнять.
     Опыт первых дней, когда мы только прибыли в Хыров, размещали личный состав, дал мне большую практику в общении с генералами. В первый месяц мне приходилось часто решать важные для обеспечения бригады вопросы с заместителями командующего войсками Прикво. Можно сказать, что я в хорошем смысле слова обнаглел. И уже не раз напрямую звонил генералам округа, которые отвечали за тот или иной участок.
     Поэтому сразу звоню командующему ВВС Прикво. Командующим тогда был генерал-майор Шапошников Евгений Иванович. Кстати, впоследствии стал последним министром обороны СССР.
     В разговоре я использовал некоторую особенность, которая существует в наименовании должностей заместителей командующего. Обратился к Шапошникову: " Товарищ командующий". Шапошников любил подобное упрощение при обращении к нему. Это ему нравилось.
     Говорю: "Товарищ командующий, получил только что большую клизму от командующего войсками округа, наверное, достанется и вам."
      Он сразу: "За что?"       Я говорю: "Бригада то не прыгает."
      Шапошников сразу озаботился: "Ё, маё. А с чего же прыгать? У меня Ан-2 только по одному на армию."
      Я сразу стал подталкивать его к принятию решения: "Товарищ командующий, нужно собрать хотя бы 3-4 самолета, чтобы начать прыжки."
      Шапошников: "A куда прыгать? Вы докладывали, что площадки нет."
      Отвечаю ему: "Что-то надо подобрать и начинать прыжки. Задача поставлена, сроки довольно жесткие. Свою участь за невыполнение приказа мы знаем, но вам, наверное, тоже перепадет за неготовность авиации к обеспечению боевой подготовки бригады."
      Шапошников: "Ладно. Завтра свяжемся."
     Мы с заместителями, сразу приступили к изучению карты местности. Нужно было искать площадку. Рассматривали множество вариантов и способов их обеспечения. Откуда взлет. Направление пролета самолетов. Подвоз личного состава и множество другого, что необходимо было решить.
     Первые прыжки совершались с взлетом из Калинова. Подчеркиваю это. Взлет с Калинова а площадка приземления у с. Стрелковичи. В то время это был самый оптимальный вариант.
     Было прислано три самолета. Самолеты предназначались для обеспечения связи в армиях. Но после их подготовки встал вопрос, кого же будем десантировать. Молодежь пришла, но была неподготовлена.
     Я принимаю решение взять для совершения первых прыжков подразделения, укомплектованные старослужащими. Это была разведрота и первый батальон. Таким образом, мы планировали совершить не менее 150 прыжков. Мало, но лиха беда начало.
     Тесля В.М. подготовил выделенные подразделения к совершению прыжков.К этому времени подъехал из госпиталя Рзаев Д.Г. Он был очень доволен, что проблема с прыжками решена. И одобрил наши действия. В день прыжков он приехал из госпиталя на площадку приземления.
     Первые прыжки совершили старослужащие 1пдб и разведроты. Личным примером вдохновлял парашютистов нач. политотдела подполковник Лысенко В.В.
     Я был руководителем прыжков, и Рзаев Д.Г. тоже был на площадке приземления.
     Сами прыжки проходили очень тяжело. Началось с того, что с первого же самолета несколько десантников попали на железнодорожное полотно.
     Рзаев Д.Г. сразу кричит мне: - Что они там делают?! Ё******! Заворачивай, *****, заворачивай!
     Я сразу связался с бортом, указал летчикам, что десантников сносит на железную дорогу, и как надо изменить курс.
     Надо сказать, что нам тогда повезло. В это время подходил железнодорожный состав. Машинист заранее предпринял экстренное торможение и остановил поезд. Тормозной путь то у него большой, поэтому он сразу стал тормозить, как только увидел, что наши солдаты приземляются на железнодорожные пути.
     Второй, третий и четвертый борт идут нормально. Десантники приземляются на площадку. Но следующий борт начинает выброску несколько раньше. Мы смотрим, как приземляются парашютисты. И вдруг один солдатик идет на ЛЭП. ЛЕП высоковольтная. На больших опорах. Нам было видно, что он как раз проходит между двумя линями. И тут парашют перехлестывается через них так, что соединяет их между собой. Естественно возникает разряд, как вспышка. Я подумал, что парашют обязательно сгорит. В результате этого сработала автоматика и обесточила ЛЕП. Мы с комбригом садимся в УАЗ и быстро едем туда. Подбегаем, а наш солдатик висит. И глазами хлопает.
     Рзаев Д.Г. сразу полез в карман, достал таблетки, насыпал их, наверное, горсть и все это проглотил.
     Спрашивает: - Ты живой?
     - Так точно, товарищ полковник, живой.
     Рзаев Д.Г.: - Ах *****!!! В общем, и по-русски и как только мог.
     Сняли мы нашего парашютиста, и на этом закончили прыжки. Оставалась еще часть батареи. Но не стали мы больше рисковать.
     Всего мы совершили около 220 прыжков. И потом прыжки на площадку приземления у с. Стрелковичи уже не совершали.
     По договоренности со штабом ВВС Прикво приехал офицер, к сожалению сейчас не помню его фамилию. С ним мы выезжали на площадку приземления Болозев.
     Производили необходимые замеры. Там же согласовали с колхозом и получили разрешение, что на площадке приземления может совершать посадку АН-2. Определили варианты захода на посадку, относительно направления ветра.
     После этого бригада начала совершать прыжки на площадку приземления «Болозев». Взлет соответственно производился из Калинова или непосредственно с площадки.
     
     
     
     
     
Назад, к списку


Hosted by uCoz